Цены
Если о снижении цен на вторичном рынке можно дискутировать, говорить об этом в контексте новостроек не приходится. «На ценообразование влияет в том числе себестоимость строительства и издержки застройщиков. В апреле многие компании потеряли большую часть ежемесячной прибыли, но продолжали нести расходы на содержание активов, выплачивать налоги, обслуживать кредиты и т. д. При этом на сегодняшний день многие застройщики лишены какой-либо поддержки со стороны государства. Таким образом, в текущей ситуации девелоперы не могут взять курс на снижение цен, но разрабатывают дополнительные меры по поддержанию спроса», — рассказывает генеральный директор УК «Развитие» (девелопер ЖК «Мир Митино») Игорь Козельцев.
Спецпредложения и разнообразные акции, безусловно, возможны, так как они призваны не только поддержать покупательский спрос после выхода из режима самоизоляции, но и компенсировать традиционный для лета спад обращений. Однако рост цен неизбежен, и сдерживание «индексации» со стороны застройщиков сейчас происходит скорее искусственно, как вынужденная мера, считает генеральный директор холдинга «РСТИ» в Москве Алексей Туркин. На вторичном же рынке продавцы пока ждут, как будет развиваться ситуация.
Объемы строительства и классовость ЖК
Эксперты сходятся во мнении, что уменьшение количества денег приведет к уменьшению объемов строительства. Станут претерпевать изменения ранее анонсированные проекты: к примеру, вместо запланированных десяти корпусов застройщик построит только два. Также, как считает гендиректор ГК Omakulma Виолетта Басина, стоит ожидать уменьшения предложений по проектам комфорт-класса. «Из-за серьезного сокращения доходов людей из прослойки среднего класса такое жилье будет строиться значительно реже. Поэтому, в основном, на рынке будет предлагаться либо "бизнес", либо "эконом"», — добавляет Басина.
Несколько другой взгляд на данный вопрос и ценообразование у руководителя премии Urban Awards и портала Urbanus Ольги Хасановой. «Покупатели вновь станут самым ценным и самым дефицитным ресурсом. Их будет мало, за их симпатии придется вести напряженную борьбу. В этом плане применимы две основные стратегии: повышение качества и снижение цены. Под воздействием этих разнонаправленных векторов произойдут очередные классовые изменения. В частности, расщепление комфорт-класса. Его верхняя ценовая фракция станет новым бизнес-классом, а нижняя — новым эконом-классом. Скорее всего, данный сегмент снова вернется на рынок, тогда как бизнес-класс окажется в наиболее уязвимом положении, поскольку его основная аудитория — владельцы малого и среднего бизнеса — пострадала больше всего от кризиса и получила только минимальные меры поддержки», — прогнозирует Хасанова.
Квартирография и инфраструктура
В реалиях сегодняшнего дня не следует ожидать от ЖК каких-либо существенных новшеств, потому как строительство на объектах, приближающихся к этапу ввода в эксплуатацию, начиналось пару лет назад. Тем не менее в будущем застройщики планируют учитывать новые покупательские запросы, вызванные длительным нахождением дома. «В ближайшие годы рынок ждет бум спроса на функциональное жилое пространство. Важным фактором для покупателя (даже более важным, чем расстояние до метро) останется площадь квартиры. Но приоритет будет отдан грамотному зонированию и рациональному использованию каждого квадратного метра», — рассказывает директор по маркетингу ГК «Ленстройтрест» Ян Фельдман.
Кроме того, по данным партнера «ВекторСтройФинанс» Андрея Колочинского, до недавнего времени на рынке новостроек отмечался растущий спрос на квартиры без балконов и лоджий. После пандемии этот тренд скорее всего изменится. Также уже сейчас покупатели стали чаще интересоваться инженерным оснащением домов, вентиляционными системами и системами очистки воздуха.
В плане инфраструктуры вектор развития, по мнению Ольги Хасановой, будет направлен на культивацию полноценной природной среды, включающей ландшафтные парки, прогулочные зоны и общественные пространства, а также мультифункциональные общественные пространства. Вместе с тем девелоперам потребуется нарастить электронную начинку продаваемого жилья, расширив функционал «умного дома» и обеспечив как можно более широкое распространение данных технологий. Будут актуальны корпуса-гибриды, совмещающие жилое и коммерческое пространство. Однако все эти нововведения станут заметны через 3–5 лет.
Онлайн-продажи
Если на вторичном рынке сделки не удалось перевести в онлайн-режим, то для сегмента новостроек этот инструмент стал довольно популярным. Однако, как отмечает Игорь Козельцев, подавляющее большинство организаций оказались не готово к цифровизации своей деятельности в этом направлении. Основным препятствием стали регламенты ЦБ на подтверждение личности заемщика: для совершения ряда действий по-прежнему требуется личное присутствие клиента в отделении банка. Впрочем, сейчас данные проблемы постепенно решаются, и в будущем онлайн-технологии продаж получат большее распространение.
Другие инновации
После снятия режима самоизоляции технологическое развитие рынка недвижимости продолжится, считает Козельцев. Так, появятся новые возможности презентации проектов. Уже сегодня застройщики предлагают 3D-туры по территории жилых комплексов, лобби и квартирам, ведут прямую трансляцию со стройплощадок, проводят консультации с онлайн-демонстрацией проектов. Вполне вероятно, что в перспективе девелоперы начнут широко использовать возможности виртуальной реальности. В частности, она поможет клиентам составить целостное впечатление о пространстве квартиры, которое не могут дать схемы планировок и рендеры.
Если вы планируете покупку квартиры, держите руку на пульсе. Вне зависимости от прогнозов экспертов и сроков окончания пандемии изменения на рынке недвижимости обязательно будут.
https://www.domofond.ru/